Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
«Под специальными условиями получения образования
детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в
себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе,
программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ);
специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных
пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением
специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника),
оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в
здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 №
273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»
Обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Инвалид—
лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория
«ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным
учреждением медико-социальной экспертизы.
Прием ребенка с ОВЗ, ребенка инвалида на
обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее
соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с
согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации
психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
МАДОУ «Детский сад №21» осуществляет
обучение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе
образовательных программ, адаптированных для обучения указанных обучающихся.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для коррекционно-развивающей работы с детьми:
- кабинет психологической разгрузки.
Для реализации АОП:
- физкультурный зал;
- музыкальный зал;
- комната безопасности.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
-спортивная площадка;
-цветник;
-огород.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В микрокабинетах групповых комнат располагается:
- учебно-методическая литература
- наглядные пособия
- детская художественная литература, энциклопедии для дошкольников
В комнате творчества:
- периодические издания профессиональной направленности( электронный и бумажный формат)
Имеется подборка видеоматериалов и аудиотека по содержанию ООП ОП ДО.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации режима двигательной активности, развития физических качествдошкольников, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов, в МАДОУ "Детский сад №21" оборудованы:
- просторный физкультурный зал с наличием в нем оборудования для развития движенийи игр детей; спортивные снаряды и атрибуты для организации бега, ходьбы, лазания,метания, подвижных игр;
- организуются уголки ФИЗО в группах с наличием в них оборудования для развитиядвигательной активности и физических качеств; оборудование для профилактикиплоскостопия и закаливающих процедур;
- площадки для прогулок по количеству групп с игровым оборудованием;
- оснащенная спортивная площадка на улице.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МАДОУ "Детский сад № 21" оснащено игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, расходными материалами, инвентаремдля развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, в том числе детей с ограниченными возможностямиздоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательнаядеятельность; организовансвободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, киграм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детскойактивности.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МАДОУ "Детский сад №21"построен в 1992 году,
в связи с чем не предусмотрено наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих
доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
На основании плана
дошкольного учреждения по реализации мероприятий по обеспечению доступности ДОО
для лиц с ограниченными физическими возможностями, имеется выделение желтым
цветом полосок для слабо видящих людей.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ
будет предоставлено сопровождающее лицо.
МАДОУ "Детский сад №21" включено
в план реализации Государственной программы РФ «Доступная среда». Определены
мероприятия по совершенствованию условий беспрепятственного, безопасного и
удобного передвижения маломобильных групп населения, в соответствии с Паспортом
доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).
Специальные условия питания
Оборудование и персонал пищеблока МАДОУ "Детский сад №21" обеспечивает потребность воспитанников трехразовым питанием.Отдельное меню для лиц с ОВЗ и детей с ограничением в питании составляется индивидуально по рекомендации специалистов (врачей)и на основании подтверждающих документов в соответствии с МР2. 40162-19 и СаНПиН 2020г.
Специальные условия охраны здоровья
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей, в томчисле детей инвалидов. детей с ОВЗ (с учетом рекомендаций ТПМПК, прграмм реабилитации инвалида), путем оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведения закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребенка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.
В ДОУ проводится ежедневный утренний прием детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям.
Два раза в неделю воспитатели проводят осмотр детей на педикулез. Два раза в месяц осмотр проводит врач педиатр и медицинская сестра ГБУЗ ЦРБ. Результаты осмотра заносят в специальный журнал.
Системность деятельности дошкольного учреждения по вопросам здоровьесбережения воспитанников отражается в содержании реализуемой ООП ОП ДО. В ДОУ систематизированы: инструкция по охране жизни и здоровья детей, инструкция по безопасности в местах массового пребывания детей, инструкция по пожарной безопасности.
Образовательный процесс организуется в рамках календарно-тематического планирования на основе принципа событийности в разных видах детской деятельности и культурных практиках. Такая организация образовательного процесса позволяет использовать ресурсы сетевого взаимодействия в решении образовательных и воспитательных задач, а также задач здоровьесбережения участников образовательных отношений.
Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности режиме дня: третий час физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и
информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть
предоставлены при работе с официальным сайтом МАДОУ "Детский
сад №21" и с другими сайтами образовательной направленности, на
которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, компьютерная техника, аудиотехника (колонки),
видеотехника (мультимедийный проектор).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
С целью психолого – педагогического сопровождения используются:
интерактивные упражнения для развития высших психических функций «Внимание, память, логика», психодиагностический комплект детского психолога М.М.Семаго, Н.Я.Семаго, интерактивные игры сайта «Играемся.ру».
Имеется видеотека,аудиотека музыкальных и литературных произведений.